Как-то во время сеанса моя пациентка Алиса (имя изменено) пожаловалась на сильно разладившиеся отношения с мужем. "Мы уже даже не разговариваем, — сказала она, — и не смотрим в глаза. Я уж не говорю обо всем остальном."
Я спросил, с чего все началось. Оказалось, что несколько месяцев назад Алисе не понравилось, как ее муж — политический обозреватель — общается со своими оппонентами: слишком резко, по ее представлениям. И она сочла своим долгом вмешаться, но у мужа были твердые профессиональные позиции и взгляды, и они поругались. И, конечно же, не остановились на этом, а продолжали спорить раз за разом, все ухудшая свои взаимоотношения. Такова она, политика, ей ни в коем случае нельзя позволять проникать в личную сферу! Они позволили и оказались в странной ситуации: взрослые люди, двое детей, а отношения зашли в тупик...
Я воспользовался нейротерапией: попросил Алису вспомнить свои ощущения во время прошлой ссоры с мужем, довольно быстро увидел, как ее вегетатика реагирует на этот стресс, перевел ее психику в приятную для нее зону и отработал нейронную цепочку, направив нервный импульс в позитивное русло. Привычная же негативная дорожка сама развалилась.
Мы справились с Алисой за 4 сеанса с промежутками в 2-3 недели. Каждый следующий сеанс она приносила мне информацию о положительных сдвигах, на которой я строил тактику нового сеанса: "вот, мы уже пару раз поговорили на отвлеченные темы, вот, теперь мы улыбаемся друг другу и часто разговариваем, вот теперь все абсолютно хорошо, отношения наладились, спасибо вам, Михаил!"
Как видите, метод работает просто отлично: не потребовалось многомесячной волокиты, не возникло необходимости приглашать на сеанс мужа. Изменилась Алиса, изменились ее реакции, исчезло напряжение из ее поведения, мимики, жестов, поменялись точки соприкосновения с мужем — они как будто стали общаться через новую коммуникативную зону, в которой не было негатива, которую можно было наполнять новой позитивной информацией.
С тех пор я видел Алису снова через год — у них в семье по-прежнему все в порядке.
Следующая история о фобиях. Однажды моя знакомая, Катя, пожаловалась на то, что после небольшого ДТП боится садиться за руль. Я предложил ей приехать ко мне в кабинет и поработать с этой фобией. В процессе сеанса выяснилось, что с некоторых пор она еще и летать боится — очевидно, после случая турбулентности. А ей предстоял долгий перелет.
Я отследил ее нейро-вегетативные реакции и отработал их по той же схеме: устранение старой нейронной цепочки и формирование новой, позитивной.
Нам хватило одного сеанса. Вот ее рассказ:
"Когда я вышла от тебя, то села за руль и только потом только сообразила, что уже не боюсь. Зато в самолете на следующий день боялась как обычно (нервная система порой может перестраиваться неделю или две, а полный терапевтический эффект разворачивается порой к концу месяца), зато когда летела обратно — через пару недель — уже вообще ничего не боялась".
Таким образом мы видим, что простая фобия была решена мгновенно, более сложная потребовала еще немного времени на развал старого и формирование нового.
Мне приходилось работать и с иррациональными фобиями — страхом темноты, например. Результат был все тот же: к следующему сеансу пациентка уже и не вспомнила, когда боялась в последний раз.
Коррекция взаимоотношений в семье требует немного больше времени и внимания, как вы поняли из первой истории, но, как правило, все очень хорошо и быстро решается.
Одна пациентка мне рассказала, что когда она была маленькой, мама часто ее ругала — по поводу и без повода. Уже тогда она решила, что никогда не будет ругать своих детей. И вот сейчас, когда у нее растет свой ребенок, вдруг включилась эта странная программа, и она ловит себя на том, что кричит на дочку, хотя понимает, что это неконструктивно и вообще отвратительно. Мы убрали эту программу за пару сеансов.
Итак, подводя итог, могу сказать, что нейротерапия отлично работает почти при всех эмоциональных расстройствах, работает быстро и экологично, результат наблюдается сразу и подкрепляется еще парой-тройкой сеансов. Таким образом решая простые вопросы эмоций и взаимоотношений в семье, мы не просто освобождаем человека от негатива, нам удается корректировать его судьбу — ведь именно от этих эмоций зависит мир в семье, психическое здоровье детей и дальнейшее развитие событий и отношений.